блог
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Общее управление

Проблемы проведения проекта внедрения сбалансированной системы показателей

Гершун Андрей Михайлович,
управляющий партнер,
МАГ КОНСАЛТИНГ

Материал статьи предоставлен компанией ИКФ "Альт" (http://www.altrc.ru) и был впервые опубликован в сборнике тезисов 4-ой ежегодной конференции
"РОЛЬ АНАЛИТИКА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ",
Москва, 27 июня 2003

 

Как известно, теория, лежащая в основе концепции Сбалансированной системы показателей, может быть изложена на одной-двух страницах. Опыт проектов по внедрению ССП, проведенных МАГ КОНСАЛТИНГ, высветил целый ряд проблем и вопросов, которые существенно затрудняют внедрение этого инструмента в российских компаниях.

Все проблемы можно разделить на следующие категории:

  • Отсутствие формализованной стратегии развития предприятий и сложность построения стратегических карт;
  • Несоответствие ожиданий предприятия и результатов проекта;
  • Техническая сложность реализации ССП;
  • Риски управления проекта.

В теории проект построения ССП начинается с построения стратегических карт, которые должны в сжатом и наглядном виде представлять стратегию компании. В большинстве случаев у компаний не существует описанной и формализованной стратегии. Поэтому проекты по построению ССП фактически превращаются в проекты по разработке стратегии. При этом клиент часто ждет от консультанта не только методологической помощи, но и креативных идей по развитию собственного бизнеса. Проведение таких работ требует очень много времени, поэтому сроки выполнения проекта могут быть увеличены прямо на начальном этапе проведения проекта.

Если стратегия уже была сформулирована и даже записана, то этап построения стратегических карт является одной из сложнейших когнитивных задач. Сократить стратегию до 10-15 стратегических целей непросто, а привести их к виду гипотез с причинно-следственными связями между целями – еще труднее. Во многих случаях результатом «мозгового штурма» (единственного применимого на этом этапе инструмента) являются карты, очень похожие на типовую стратегическую карту, предложенную Нортоном и Капланом в своей книге «The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment».

Интересно, что типовой проблемой при разработке стратегических карт для подразделений или предприятий, входящих в холдинговые структуры, является отсутствие стратегии головной структуры по отношению к своему подразделению. В этом случае рекомендуется формировать запрос от подразделения со списком вопросов, ответы на которые должны войти в стратегию подразделения.

Когда карты построены, следующим итерационным шагом является подбор показателей, осуществить который иногда бывает непросто по следующим причинам:

  • Не всегда удается выявить те самые критические факторы успеха (КФУ), которые помогают достичь поставленных целей, и показатели, которые измеряют эти самые КФУ;
  • Не всегда можно составить алгоритм или способ получения данных для расчета значения показателя;
  • Стоимость сбора и обработки информации по показателю превышает всю мыслимую выгоду от внедрения ССП;
  • Многие показатели на момент запуска проекта не имеют истории, и, как следствие, трудно запланировать целевые значения.

По упомянутым выше причинам, проект начинается обычно не с полной системы показателей, а лишь с ее части. Остальные показатели вводятся с того момента, как будет подготовлена историческая информация, пригодная для анализа. Таким образом, сам проект внедрения ССП имеет риск превратиться в долгосрочный стратегический проект.

Важно отметить, что проект обычно не оканчивается запуском системы в эксплуатацию по следующим причинам:

  • Стратегия компании может периодически корректироваться, и, как следствие, могут измениться показатели ССП и их целевые значения;
  • Ряд показателей может быть изменен по причинам высокой стоимости получения информации, бесполезности для управления, неправильной мотивации и т.п.

На сегодняшний день на рынке присутствует довольно широкий спектр систем, автоматизирующих ССП, таких как SAP SEM, Microsoft Business Solutions-Axapta, QPR, Dialog Software и другие. При проведении проекта необходимо учитывать, что трудозатраты на настройку ССП и самих показателей могут быть относительно невелики, по сравнению со стоимостью разработки интерфейсов для автоматического получения информации из ERP-системы и других систем, используемых в компании.

Ниже приведена таблица с описанием типового проекта по внедрению ССП, с указанием основных сложностей, возникающих при выполнении каждого этапа:

Этап Календарный срок Особенности и сложности этапа

1

Ознакомление с предприятием От недели до нескольких месяцев (срок обследования зависит от размера предприятия и от задач, которые стоят перед проектом) Территориальная распределенность предприятий, входящих в холдинг может создать сложности с обследованием.

2

Вводный семинар по стратегическому управлению и сбалансированной системе показателей 2-3 дня С одной стороны, семинар должен быть общим для того, чтобы дать основы стратегического управления; с другой стороны, он должен опираться на опыт других предприятий.

3

Анкетирование 1 неделя От руководителей требуется тщательное заполнение анкет. Иногда анкетирование совмещается со следующим этапом интервью, так как у руководителей не всегда находится время на заполнение анкет.

4

Интервьюирование владельцев и руководителей предприятия 1 неделя Во время этого этапа необходимо получить понимание стратегии.

5

Описание/разработка стратегии и создание стратегических карт 2-3 недели (разработка стратегии требует обычно большее время) Данный этап занимает много времени, так как требует усилий по анализу и созданию стратегии. Обычно необходимо проведение серии «мозговых штурмов». Как правило, оказывается, что во время выполнения этого этапа происходят структурные и организационные изменения, которые требуют переделки стратегии «на лету».

6

Составление и выбор показателей для ССП 1 неделя Для выполнения этой работы можно использовать существующие технологические показатели. Самое важное, чтобы количество выбранных показателей не превышало 10-15, но они давали полное представление об основных стратегических направлениях предприятия.

7

Составление ССП для подразделений Длительность этого этапа зависит от количества подразделений и глубины проработки ССП для подразделений Этот этап требует от руководителей подразделений правильного понимания того, какие действия должны быть реализованы в подразделениях для достижения целей, оформленных показателями верхнего уровня.

8

Интеграция с системой бюджетирования Зависит от объема выполняемых задач Целевые значения ССП иногда немного завышены по сравнению со сценариями оперативного планирования, так как служат достижению стратегических задач.

9

Интеграция с системой мотивации Зависит от объема выполняемых задач Любые изменения системы мотивации должны быть тщательно продуманы и обсуждены при проведении проекта. Надо учесть, что обычно не первой итерации проекта ССП не все показатели эффективно отражают суть происходящего и мотивируют сотрудников двигаться в нужном направлении.

10

Внедрение информационной системы для ССП От нескольких месяцев до нескольких лет При внедрении системы надо быть готовым к тому, что часть необходимых данных для ССП не может быть получена из ERP-системы, например потому, что автоматизация процесса получения данных некого показателя может несоизмеримо дорого стоить по сравнению с ручным вводом.

11

Организация ввода информации 2-3 недели Обычно на этом этапе часть показателей будет изменена, так как подготовка информации может быть неэффективной.

12

Проведение работ по ознакомлению работников с ССП 1-2 недели Нужно найти способ наглядно и доступно пояснить основные показатели работникам и объяснить, как разработка каждого из показателей может повлиять на значение этого показателя.

13

Пересмотр ССП Раз в 3 месяца Для выполнения этого этапа можно провести дополнительное анкетирование, чтобы определить рейтинг использования показателей.

С другой стороны, проект по внедрению ССП может дать большой комплекс побочных результатов, получение которых оправдывает проведение проекта. Среди них:

  • Проработка и формализация стратегии предприятия, которые производятся в начале проекта, часто помогают решить проблему непонимания стратегии сотрудниками предприятия;
  • В процессе описания стратегии и формирования стратегических карт зачастую находятся и решения многих оперативных задач, например, обсуждение стратегических показателей может также привести к определению эффективных показателей, удобных для оперативного управления;
  • Знания, полученные в результате разработки ССП, могут стать основой других проектов по реорганизации предприятия, таких как постановка управленческого учета, системы бюджетирования, системы мотивации и внедрения ERP-системы.

Таким образом, при начале проекта внедрения сбалансированной системы показателей необходимо четко представлять, что внедрение этого теоретически несложного инструмента потребует от организации большой работы и трудозатрат. Но знание и понимание сотрудниками стратегии своей компании стоит того!

 

 

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов