блог
 
   
Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Обучение и персонал

Внутриорганизационные коммуникации и мифология

ПЕРСОНАЛ-МИКС :: 2001

Мария Павенкова

Для того, чтобы достигнуть какой-то определенной цели,
следует стремиться не к самой этой цели,
но к чему-то еще более возвышенному,
находящемуся за ее пределами.
Арнольд Тойнби

Зачем нужна ложь в организации?

Ложь - это слово неприятное на слух и вызывающее негативные ассоциации. Особенно неприятное в России, где Правда и Истина - одно и то же. Поэтому это слово пытаются заменить на другие. Например, на термин «миф». Миф - это не то чтобы ложь, а просто неправда, определенным образом оформленная. То есть, если ложь - это «игра без правил», то миф - по правилам. Самые прямые ассоциации вызывает древняя мифология. Вроде бы полная «чушь», но системно изложена и достаточно логична. В отличие от утопии миф кажется более реалистичным, в отличие от идеологии - менее подверженным партийности.

Мифология организации всегда незримо присутствует. В целом она выполняет три основных функции:

  • настраивает на успех;
  • удерживает ситуацию в равновесии;
  • объясняет поражение.

Рождение мифа

Многие считают, что вначале возникает организация, набирается персонал, а потом уже появляется мифология. Но, создавая конкретную организацию, собственники и менеджеры уже получают от общества определенный набор альтернатив, называемых «институциональные мифы». Это могут быть мифы о престижных и выгодных сферах деятельности, о способах набора персонала и т.д. Фактически, выбирая вид деятельности, отцы-основатели организации уже заимствуют и соответствующую мифологию. Возникновение принципиально нового мифа ведет к возникновению нового вида деятельности и новых организаций. Пример с крестоносцами, наверно, является слишком исторически отдаленным. Но пример с «МММ» еще жив. Главное, миф - это вопрос веры и от этой веры неотделим.

Ориентация на успех и расширение организации

В общем-то, основная функция мифа в современных организациях - ориентировать на успех. Успех имеет четкое количественное выражение - «Мы увеличим прибыли на столько-то процентов» и т.п. Главный миф, ориентирующий на эффективную деятельность - «Все в наших руках». И конечно, как результат, мнение, что «Мы лучшая организация, из тех, какие только можно представить». Возможно написание гимна, создание эмблем и т.д. Но это, на самом деле, только оформление мифологии, а не она сама.

Status quo

Когда менять ничего не нужно (или не хочется) и остается только «почивать на лаврах», мифология проявляет свои лучшие качества, если она имеет историческую форму. Подробные рассказы о «боевом» прошлом руководителей, их бесконечных победах на фоне поражениях врагов - это все, конечно, сказки по крайней мере наполовину. Но они непременно должны рассказываться новоприбывшему персоналу в формальной и неформальной обстановке. Все должны быть уверены, что занимаемые посты удерживаются по праву, а сама организация прошла испытание «огнем и мечом».

Почему мы проиграли?

Есть много причин, почему организации не достигают своих целей. Но способность доступно объяснить поражение - это залог будущих успехов. Здесь мифология просто необходима. Обычно используются официальные указания на внешние причины: «В нашем государстве невозможно вести дело», «Такой-то нас просто «кинул»». Внутренние причины связаны с поиском «козла отпущения». Лучше, конечно, чтобы он уже уволился. В организации, где персонал - это одна команда, стоит попробовать рассмотреть проблему честно и конструктивно, но важно, чтобы это не выродилось в самобичевание и упадок «комсомольского задора».

Смерть мифологии

Определить, что мифология умирает достаточно легко. Умирающий миф вырождается в пародию. Это практически тот же текст, но с добавлением «да уж». «Мы преодолеем все трудности, да уж». Малоприятные намеки не стоит воспринимать как оговорки. Умирающая мифология разрушает все вокруг. Надо срочно создавать новую.

Перестройка и обновление

Создание новой мифологии, когда институциональный дар общества разрушился, - это не просто вербальный акт, а серьезная перестройка формальной структуры управления. С организационной точки зрения, ничто не производит на персонал большего впечатления, чем кардинальное переустройство всей организации. Вспомним народный порыв времен перестройки, инициированной М.С. Горбачевым. В ней было рациональное зерно, другое дело, что порыв не удалось направить в нужное русло. Очевидно, что встряска рождает новую мифологию. Это крайний метод, но в случае удачи окупается. Получив снова поддержку, мифология обретает статус правила с огромным организационным потенциалом.


ПЕРСОНАЛ-МИКС:
телефон (812) 326-1358,
факс (812) 271-5064;
е-mail:
personal_mix@bcltele.com

 

 

 

 

К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов