блог
 
   
Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Поддержка принятия решений > Разработка вариантов решения :: Разработка корпоративной информационной системы (КИС)

Методологические аспекты процессов автоматизации управленческой деятельности (Управление в трех измерениях)

Сурков Е.А., Генеральный директор
ООО "Фирма ОДЕКС"

Впервые опубликовано: Enterprise partner, №24(41), 2001, стр.20-21

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями организационных структур теоретическими знаниями, методиками и навыками в их разработке и совершенствовании.

Качество управленческих решений напрямую зависит от количества переработанной информации и от сроков готовности результатов.

Эффективное управление или эффективно управлять не мыслимо в настоящее время без автоматизации процессов решения большого количества задач и внедрения технических средств, программного обеспечения и информационных технологий.

Сам процесс автоматизации в организации усложнен и тем, что в настоящее время присутствует огромное количество готовых вариантов технологий и абсолютно отсутствует какая-либо система показателей эффективности или сравнения при их выборе.

Можно выбрать готовый продукт и под него «настроить» все процессы в организации, а можно и наоборот, проанализировать технологические процессы в условиях реальности, осмыслить перспективы развития и под них осуществлять подбор оборудования, программного обеспечения и разрабатывать информационные технологии.

Именно поэтому важны определенные правила, методологии, последовательность шагов, чтобы потом быть уверенным в оптимальности пути и правильности принятых решений.

Классическое определение понятия «управление» формулируется следующим образом. Управление - это воздействие на систему с целью перевода (либо поддержания ее в заданном состоянии). Наиболее значимыми в этом определении являются:

  • система, т.е. комплекс ресурсов, формирующих систему;
  • воздействие, т.е. преобразование системы от исходного состояния в желаемое (либо сохранение равновесного состояния системы).
  • Необходимо подчеркнуть, что управление это осознанный процесс, т.е.  перед воздействием на систему планируется ход и последствия воздействия на систему, затем происходит процесс преобразования системы в реальном масштабе  времени и, наконец, осмысление полученных результатов, т.е. контроль, анализ и учет последствий управляющего воздействия на систему.

    Прежде чем начать процесс автоматизации управленческой деятельности в организации, на мой взгляд, нужно представить организацию как системный объект, который в результате планируемых воздействий на него переходит в новое состояние и оценивается новыми смысловыми или качественными показателями, выбранными в качестве показателей состояния организации.

    Осмысленное воздействие на организацию с целью перевода (либо поддержания ее в заданном состоянии) требует процесса управления, т.е. планирования хода и последствий воздействия.

    Наиболее значимыми параметрами процесса управления при этом являются:

  • Планируемый ход и последствия воздействия на организацию.
  • Состояние ресурсов, формирующих организацию.
  • Оценка преобразования системы от исходного состояния в желаемое (либо сохранение равновесного состояния).
  • Все три вышеперечисленных параметра определяют условия создания организации, раскрывают ее организационно-штатную структуру  с тремя ярко выраженными функциональными группами, а именно:

  • планирующей (административной),
  • обеспечивающей,
  • производственной.
  • Теперь очевидно, что процесс управления – это планируемое воздействие на все структурные подразделения организации с целью перевода ее в новое состояние или поддержания ее в установленном режиме.

    Указанное определение позволяет  интерпретировать управление в виде трехмерной модели, у которой по одной оси откладывается последовательность воздействия на систему во времени, по другой – последовательность воздействия на ресурсы, формирующие систему, и по третьей оси – последовательность преобразования системы в ходе управляющего воздействия (рис.1.).

    Управление объектом в трехмерной модели выглядит следующим образом (см. рис.2.):

    Любая экономическая структура легко раскладывается на функциональные группы по направлениям воздействия (см. рис.3):

    Из выше предложенного ясно, что процесс управления объектом – есть комплекс управляющих воздействий по всем осям и не может осуществляться по отдельному направлению.

    Рассматривая процессы управленческой деятельности в организации по методу трехмерной модели, хорошо видны три основных направления управленческой деятельности:

  • планирование и принятие решения;
  • управление ресурсами;
  • управление производственно-технологическими процессами.
  • Сам процесс формирования организационно-штатной структуры и технического управления должен строго отвечать следующим требованиям:

  • Стратегическое управление должно осуществляться путем формирования рациональных организационных структур, рассчитанных на жизненный цикл организации.
  • Оперативное управление должно осуществляться путем формирования рациональных функциональных структур, рассчитанных на жизненный цикл продукта.
  • Расширение организационной формы организации не должно выходить за пределы ее внутренних возможностей.
  • Появление новых задач или модификаций должно соответствовать внутренней логике данного организационного образования.
  • Заданные критерии качества должны выполняться при соответствующем уровне автоматизации.
  • Основываясь на принципах создания функциональных групп по направлениям воздействия, следующим очень важным шагом становится процесс определения путей воздействия команд и внутренние взаимодействия на структуры и между структурами, т.е. нужно определить пути информационных потоков.

    Логическая связь между структурными подразделениями определяется путем наложения матрицы на взаимосвязанные плоскости трехмерной модели:

    Таким образом, ориентируясь на логические связи между подразделениями,  создается возможность выбора топологии сети всей организации в целом.

    Для решения каждой задачи в организации исполняется определенный процесс согласно алгоритму, который заложен  в принципах руководства этой организации. Известно, что основной инструмент управленческого звена – это документ. (Здесь я полностью согласен с Зурабом Путуридзе, автором статьи «Как создавать автоматизированную систему управления организации» в журнале Enterprise Partner, №5 за 2001 г.) Именно это есть современная методология в части формализации процессов управления на базе документооборота как частная задача всего процесса управления.

    Подводя итоги вышеперечисленному, следует отметить:

  • Данная методология позволяет выделить структурные подразделения по функциональным признакам.
  • Она показывает, что процесс управления охватывает все структурные подразделения независимо от специфики их деятельности.
  • Методология определяет оптимальные пути информационных потоков, ориентируя на выбор топологии сети.
  • Анализ структуры управления на базе трехмерной модели дает возможность оптимального выбора новейших технических средств  и разработки информационных технологий с учетом реальных условий деятельности и перспектив развития организации.
  •  

     

       
     

    К НАЧАЛУ

     

     

     
     

    Развитие Бизнеса / Ру 2.0

    Проект Блоги Контакты


    Старый сайт:
    Развитие Бизнеса / Ру 1.0


    Условия использования
    Приглашаем авторов
    Деловые новости
    Hi-Tech новости
    О проекте

    Архив
    FAQ
     
     
    Михаил Козлов
    Сергей Александров

    Реклама на сайте
    Нашли ошибку?
    Свяжитесь с нами



    с 17 января 2000
     

    ©1999-2000, Михаил Козлов