блог
 
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Консалтинг

Характеристики консультантов

Трофимова О.К.,
преподаватель ХНАУ,
председатель регионального отделения УТЯ

Объектом консультирования для управленческих консультантов всегда выступает первое лицо организации (управленец) со всеми его проблемами – финансовыми, кадровыми, социальными и пр.

Консультанты по вопросам управления могут быть разделены как минимум на две группы: специалисты и дженералисты или универсалы.

Специалисты предлагают новшества. Они держат себя в курсе всех новинок в конкретной области знаний.

Универсалы предлагают методы. Они имеют дело с несколькими областями управления и основное внимание уделяют их взаимодействию, координации и интеграции.

Специалисты осуществляют нормативное либо "ценностное" консультирование. Чаще всего руководители сталкиваются со "специалистами" в нормативном консультировании - это экономические, юридические, организационно-технические консультации, когда эксперты, аудиторы, разработчики, советники, преподаватели или инноваторы передают клиенту рекомендации по конкретным изменениям, используя такие методы работы, как аудиторские и другие специальные проверки, разработки, документирование, обучение, расчеты.

В "ценностном" консультировании консультанты-специалисты (идеологи, инноваторы, тренеры) "прививают" организации-клиенту новые ценностные ориентации через обучение, социально-психологические тренинги, переговорные технологии, работу в группах. Это консультирование бывает при участии консультантов в работе над "тотальным" качеством, в управлении, ориентацией организации на клиента.

Универсалы осуществляют проблемное консультирование процесса либо проекта. Они обычно занимаются предварительной организационной диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам и т.д. Универсалы выполняют контролирующие и управленческие функции.

При консультировании проекта консультант проводит диагностику проблем и предлагает свои решения.

С крылатой фразой: "Организация может достичь только того, что может достичь ее персонал" работают в основном консультанты по процессу, которые проводят диагностику организации-клиента и предлагают методы совместного с ней выявления и решения организационных проблем. Универсалы проводят консультирование по:

  • целям организации,

  • стратегии организации,

  • организационной структуре,

  • организационной культуре,

  • типу развития организации,

  • лидерству,

  • конфликтам и др.

В управленческом консультировании универсал создает ситуацию для персонала организации, который сам выявляет свое состояние, а осознав его, находит пути решения своей проблемы, трудности, идеи.

Однако, суть не в противопоставлении универсалов и специалистов, а в комбинировании их навыков и умений для достижения большего суммарного эффекта. В многих консалтинговых фирмах имеются как специалисты, так и универсалы, между которыми имеется определенное разделение труда.

Автор данной работы отмечает, что в настоящее же время в сфере управленческого консультирования отмечается выраженная тенденция к большей специализации. Все чаще клиенты интересуются работой с фирмами, которые не представляют себя в качестве универсальных экспертов в решении деловых проблем, а обладают специалистами с нужными знаниями и опытом, например, в функциональной области или в конкретной области промышленности.

Существует также разделение на внешних и внутренних консультантов. Внешние консультанты отличаются независимостью, богатым опытом и оказывают услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние консультанты являются штатными специалистами по экономике и управлению той или иной организации.

Автор данной работы отмечает ключевые качества консультантов:

1) Широкие общественные интересы

2) Уверенность в себе

  • объективность

  • рассудительность

  • психическая и интеллектуальная уравновешенность

3) Гибкость ума

  • обоснованность и упорство в поиске решений

  • аналитические способности

  • тактическое и стратегическое мышление

4) Технические навыки

  • академическая подготовка

  • практические приемы работы

5) Опыт

  • от работы на предприятиях

  • от деятельности как консультанта

6) Знание отрасли и предмета консультирования

  • теоретическое

  • практическое.

Статья была первоначально опубликована на сайте
Украинской ассоциации менеджмент консультантов

 

 

 

 

К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов