Интернет вещей (IoT)
Индекс IQ городов Минстроя РФ

Индекс IQ городов Минстроя РФ

Индекс IQ городов Минстроя РФ представляет собой концепцию фиджитал (физический + диджитал от англ. physical + digital) IoT продукта “Умный Город”. Он содержит показатели, относящиеся к физическим и цифровым возможностям умного города, включая инфраструктуру, датчики, каналы связи и цифровые сервисы, что позволяет обсуждать его в контексте интернета вещей (IoT).

Субиндексы определяют основные темы, а группы показателей формируют требования к функциональным группам или инициативам. Конечно, представленные в индексе темы и показатели могут вызывать вопросы. Как минимум из-за того, что отражают взгляд государственного органа (Минстрой). Но как гипотеза о возможном варианте реализации умного города индекс интересен и заслуживает изучения.

Цели и задачи Индекса

Индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов» позволит определить базовый уровень цифровизации городского хозяйства и эффективность решений, которые внедряют города и регионы в проектах «Умный город».

Индекс разработан Минстроем России в 2019 году совместно с МГУ им. Ломоносова в рамках ведомственного проекта «Умный город», который реализуется в рамках двух национальных проектов – «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика» [i].

В 2020 году индекс рассчитывался для 203 городов, которые участвуют в ведомственном проекте Минстроя России «Умный город». Каждый из них оценивается по 47 показателям, которые разделены на 10 направлений, субиндексов:

  1. Городское управление;

  2. Умное ЖКХ;

  3. Инновации для городской среды;

  4. Умный городской транспорт;

  5. Интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности;

  6. Интеллектуальные системы экологической безопасности;

  7. Туризм и сервис;

  8. Интеллектуальные системы социальных услуг;

  9. Экономическое состояние и инвестклимат;

  10. Инфраструктура сетей связи.

Задача Индекса — оценка эффективности цифровой трансформации российского городского хозяйства и работы решений для «Умного города». Таким образом, важным показателем эффективности является не само значение индекса, а величина изменений от года к году, динамика индекса. Также результаты демонстрируют сильные и слабые стороны городского хозяйства в разрезе «цифры», подсказывает перспективные направления для дальнейшего развития.

Нормативная база для развития умных городов в России

Нормативная база для развития умных городов в России в основном представлена следующими документами.

Ведомственный проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Проект «Умный город» (https://russiasmartcity.ru/) реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» и направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Проект «Умный город» базируется на 5 ключевых принципах:

  1. Ориентация на человека
  2. Технологичность городской инфраструктуры
  3. Повышение качества управления городскими ресурсами
  4. Комфортная и безопасная среда
  5. Акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды

Основной инструмент реализации этих принципов — широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.

Цель «Умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры.

Индекс IQ городов Минстроя РФ применяется для оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации:

  • критерий оценки эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта;
  • инструмент анализа действий местных властей, направлений развития и точек роста.

Показатель эффективности цифровизации — динамика изменения IQ города.

Нормативные документы (russiasmartcity.ru/documents):

Приказ 1014/пр “Об утверждении паспорта ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город” и признании утратившими силу некоторых актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”. Дата принятия 27.12.2021


Методологический документ “Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт «Умный город»)”. Дата принятия 04.03.2019


Приказ Минстроя России от 4 февраля 2019 г. № 80/пр «Об организации исполнения ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город» и о порядке организации в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отбора муниципальных образований в целях реализации пилотных проектов в рамках ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город». Дата принятия 04.02.2019


Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город». Дата принятия 31.10.2018


Приказ 924/пр “Об утверждении методики оценки хода и эффективности цифровой трансформации в Российской Федерации (IQ городов)”. Дата принятия 31.12.2019


Методологический документ “Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию систем энергоэффективного городского освещения, включая архитектурную и художественную подсветку зданий, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства”. Дата принятия 30.04.2021


Презентация проекта “Умный город” [PDF]


Приказ Минстроя России от 16 сентября 2020 года № 518/пр «О внесении изменений в паспорт ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 695/пр».


Дата принятия 16.09.2020Приказ Минстроя России от 14 апреля 2020 года № 207/пр «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 235/пр «Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства». Дата принятия 14.04.2020


Приказ Минстроя России от 31 декабря 2019 года № 924/пр «Об утверждении методики оценки хода и эффективности цифрового трансформации городского хозяйства в Российской федерации (IQ городов)». Дата принятия 31.12.2019


Приказ Минстроя России от 24 апреля 2019 г. № 235/пр «Об утверждении методических рекомендаций по включению мероприятий по цифровизации городского хозяйства в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Дата принятия 24.04.2019


Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр “Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город” [vi].

Национальный проект «Жилье и городская среда»

Ключевые цели нацпроекта — обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда [ii].

Срок реализации нацпроекта: с октября 2018 года по 2024 год (включительно).

Нормативные документы

Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда»: https://minstroyrf.gov.ru/docs/19044/


Информационные материалы о национальном проекте «Жильё и городская среда»: https://minstroyrf.gov.ru/docs/19043/


Информационные материалы о национальном проекте «Жильё и городская среда»: https://minstroyrf.gov.ru/docs/19043/


Методика формирования индекса качества городской среды (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510 р) [iii].


Методические рекомендации по цифровизации городского хозяйства (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 235/ пр) [iv].


Приложение № 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [v].

Субиндексы и группы показателей Индекса

Индекс IQ городов Минстроя РФ включает 10 субиндексов и 47 групп показателей.

Таблица 1. Субиндексы и группы показатели индекса умных городов Минстроя

СубиндексГруппы показатели
Городское
управление

Система вовлечения граждан

Цифровой двойник города

Интеллектуальный центр городского управления (ИЦГУ)

Доля пользователей системы вовлечения

Доля служб, подключенных к ИЦГУ

Умное ЖКХ

Единая городская Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)

Единая городская система мониторинга многоквартирных домов (МКД)

Доля МКД, оснащенных интеллектуальными системами учета

Доля МКД, оснащенных интеллектуальными системами мониторинга

Инновации для городской среды

Единая городская Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО)

Автоматизированный контроль за работой коммунальной техники

Автоматизированная городская система аренды и проката

Единая городская система Wi-Fi

Доля опор освещения, охваченных единой АСУНО

Доля места массового пребывания людей (ММПЛ), охваченных единой системой Wi-Fi

Умный городской транспорт

Автоматизированная система фиксации нарушений ПДД

Единая городская система управления парковочным пространством

Единая система управления общественным транспортом

Модернизированные места ожидания транспорта

Доля модернизированных мест ожидания транспорта

Единая система мониторинга дорожного полотна

Относительное количество ДТП

Уровень загруженности дорог

Доля нарушений ПДД, зафиксированных автоматизированной системой

Интеллектуальная транспортная система

Доля светофоров, объединенных ИТС

Системы общественной безопасности

Единая городская система видеонаблюдения

Система оперативного оповещения населения

Относительное количество преступлений

Доля камер, охваченных единой системой видеонаблюдения

Доля преступлений, раскрытых с использованием единой системы видеонаблюдения

Системы экологической безопасности

Автоматизированная система обращения с ТКО

Единая система мониторинга воздуха

Единая система мониторинга воды

Доля станций мониторинга воздуха, интегрированных в единую систему

Туризм и сервис

Электронные карты гостя города

Комплексная система информирования гостей города

Количество пользователей электронных карт гостей города

Востребованность системы информирования гостей города

Системы социальных услуг

Цифровые услуги в образовательных учреждениях

Цифровые услуги в медицинских учреждениях

Доля образовательных учреждений, предоставляющих цифровые услуги

Доля медицинских учреждений, предоставляющих цифровые услуги

Экономическое состояние и инвестклимат

Востребованность электронного товарооборота

Доступность электронного товарооборота

Инфраструктура сетей связиДоля покрытия сетями связи 4G

Источник: Минстрой РФ [vii]

В 2019 году индекс учитывал наличие следующих информационных систем или цифровых сервисов.

Таблица 2. Показатели индекса IQ Городов 2019

Субиндекс и группа показателей     Показатели
Субиндекс «Инновации для городской среды»1Наличие цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития
  Б(1).1
Наличие публичного сервиса по участию в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства
Б(1).2
Наличие возможности для дистанционного обращения граждан с заявлением, в том числе путем телефонного сообщения
Б(1).3
Наличие возможности автоматизированного контроля исполнения поступивших заявлений и своевременности направления ответов на них
Б(1).4
Наличие возможности для дистанционного обращения граждан с инициативой в сфере городского хозяйства, городского управления и развития
Б(1).5
Наличие возможности автоматизированного контроля соблюдения регламента рассмотрения инициатив
Б(1).6
Наличие возможности автоматизированного контроля направления ответа о поддержке либо невозможности реализации предлагаемой инициативы
Б(1).7
Наличие возможности для публичного размещения планов городских властей по градостроительным вопросам, приоритетам благоустройства, важным городским проектам и иным вопросам, затрагивающим интересы горожан, с обеспечением беспрепятственной возможности внесения гражданами замечаний и предложений
Б(1).8
Наличие публичного сервиса по отображению информации о проведении ремонтных работ на инженерных сетях с отображением на карте муниципального образования/на картографической основе ЕЭКо или региона
Б(1).9
Наличие публичного сервиса по отображению информации о проведении ремонтных работ на участках дорожной сети с отображением на карте муниципального образования/ на картографической основе ЕЭКо или региона
Б(1).10
Наличие публичного сервиса по отображению информации по изменению маршрутов транспортного сообщения с отображением на карте муниципального образования/на картографической основе ЕЭКо или региона
Б(1).11
Наличие публичного сервиса по отображению информации по отключению предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения) с отображением на карте муниципального образования/ на
картографической основе ЕЭКо или региона
Б(1).12
Наличие синхронизации с Интеллектуальным центром городского управления (ИЦГУ)
Б(1).13
Наличие карты или синхронизация с городской ГИС, содержащей слои организаций ТЭК и ЖКХ, транспорта, связи, образовательных, медицинских учреждений, организаций социального обслуживания, объектов торговли и развлечений и иных мест массового скопления людей, с данными о сферах (объектах) их обслуживания, полномочиями и контактными данными
2Количество уникальных активных пользователей цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития (совершивших хотя бы 1 активное действие за последний год) на 10 тыс. человек населения города
 [АГ]
Численность уникальных пользователей цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития (чел.)
3Наличие «цифрового двойника города»
 Б(3).1 Наличие АИС ОГД
Б(3).2
Наличие электронной модели территориальной схемы обращения с отходами
Б(3).3
Наличие системы, обеспечивающей периодический анализ для сопоставления фактических данных об объектах недвижимости с данными кадастровой карты муниципальных образований
Б(3).4
Наличие в ИСОГД электронной модели системы водоснабжения
Б(3).5
Наличие в ИСОГД электронной модели системы водоотведения
Б(3).6
Наличие в ИСОГД электронной модели системы теплоснабжения
Б(3).7
Наличие в ИСОГД электронной модели системы электроснабжения
Б(3).8
Наличие электронного сервиса, информирующего о проведении земляных работ по прокладке/ремонту коммуникаций, основным пользователем которого являются городские службы
Б(3).9
Наличие возможности синхронизации работ различных служб
Б(3).10
Наличие электронного сервиса аналитики собираемых данных, в том числе, возможности прогнозировать возможные аварийные ситуации
Б(3).11
Наличие возможности моделирования сценариев управленческих решений
4Наличие интеллектуального центра городского управления
 Б(4).1
Наличие единой диспетчерской службы города, обладающей электронной базой актуальных сведений о параметрах функционирования города, работа которой синхронизирована со всеми экстренными службами и организациями, отвечающими за работу городской инфраструктуры, а также обеспечивающей выполнение сценариев реагирования на различные кризисные ситуации
5Доля городских служб, обладающих доступом к интеллектуальному центру городского управления
 [ГС(ицгу)]
Количество городских служб, обладающих доступом к ИЦГУ (ед.)
[ГС]
Совокупное количество городских служб (ед.)
 Дополнительная информация
Субиндекс «Инновации для городской среды»6Наличие энергоэффективного городского освещения, включая архитектурную и художественную подсветку
  Б(6).1
Наличие энергоэффективной интеллектуальной подсветки, используемой при организации наружного (уличного) освещения, с одновременным использованием энергоэффективных светильников и систем регулирования яркости освещения и/или автоматического отключения в зависимости от времени суток и/ или погодных условий
7Отношение количества уличных опор освещения города, которые охвачены энергоэффективными интеллектуальными системами освещения, к общему количеству уличных опор освещения города
 [ОО(ис)]
Количество уличных опор освещения города, которые охвачены энергоэффективными и интеллектуальными системами освещения (ед.)
[ОО]
Общее количество уличных опор освещения, расположенных на территории городских земель (ед.)
8Наличие автоматизированного контроля за выполнением работ дорожной и коммунальной
техники
 Б(8).1
Наличие системы автоматического контроля за передвижением и работой коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием систем навигации и/ или фото- видео- фиксации
Б(8).2
Наличие возможности расчета логистических маршрутов
Б(8).3
Наличие системы контроля за несанкционированным отклонением техники от маршрута
Б(8).4
Наличие единой системы агрегации заявок на ремонт для подрядчиков, осуществляющих ремонт и обслуживание с целью синхронизации заявок при одном выезде
9Наличие автоматизированной системы аренды и проката («шеринг»)
 Б(9).1
Наличие пунктов проката оборудования для ведения здорового образа жизни
Б(9).2
Наличие сервиса аренды и проката общественных пространств
10Наличие публичных Wi–Fi сетей
 Б(10).1
Наличие публичных Wi–Fi сетей в Вашем городе
11Доля мест массового скопления людей и социально-значимых объектов, оборудованных бесплатным доступом к сети Wi–Fi со скоростью не менее 1 Мбит/секунду на 1 пользователя
 [Масс(Wi–Fi)]
Количество мест массового скопления людей и социально-значимых объектов, оборудованных доступом к сети Wi–Fi со
скоростью не менее 1 Мбит/секунду на 1 пользователя (ед.)
[Масс]
Совокупное количество мест массового скопления людей и социально-значимых объектов (ед.)
 Дополнительная информация
Субиндекс «Интеллектуальные системы общественной безопасности»12Число преступлений, совершенных на территории городских земель, на 10 тыс. человек населения города
  [Пр]
Количество преступлений, совершенных на территории городских земель (ед.)
13Наличие системы интеллектуального видеонаблюдения
 Б(13).1
Наличие системы видеонаблюдения с функцией биометрической идентификации
Б(13).2
Наличие системы видеонаблюдения с функцией видеоаналитики
Б(13).3
Наличие автоматизированной системы контроля работы камер в местах повышенной опасности с синхронизацией имеющихся систем видеонаблюдения, в том числе установленных в рамках АПК «Безопасный город»
Б(13).4
Обеспечение доступа правоохранительных органов в систему видеонаблюдения для получения сведений
14Количество интеллектуальных камер видеонаблюдения, установленных в городе и интегрированных в единую систему, по отношению к площади городских земель
 [K]
Количество интеллектуальных камер видеонаблюдения, установленных в городе и интегрированных в единую систему (ед.)
15Доля преступлений, раскрытых с помощью систем интеллектуального видеонаблюдения с функциями биометрической идентификации и видео аналитики
 [Пр(ин)]
Количество преступлений, раскрытых с помощью систем интеллектуального видеонаблюдения с функциями биометрической идентификации и видео аналитики (ед.)
[Пр]
Количество преступлений, совершенных на территории городских земель (ед.)
16Наличие системы оповещения граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций через
мобильные средства связи
 Б(16).1
Наличие системы оповещения граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также о неблагоприятных условиях (погодных, техногенных) через мобильные средства связи
 Дополнительная информация
Субиндекс «Инфраструктура сетей связи»17Процент городского покрытия сетями связи 4G
  [4G]
Площадь городского покрытия сетями связи 4G и всех последующих поколений (км кв.)
 Дополнительная
информация
Субиндекс «Умное ЖКХ»18Наличие системы интеллектуального учета коммунальных ресурсов
  Б(18).1
Оснащение МКД, включая строящиеся, автоматизированными системами учета потребления тепловой энергии на коллективных (общедомовых) приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний температуры теплоносителя
Б(18).2
Оснащение МКД, включая строящиеся, автоматизированными системами учета потребления горячей воды на коллективных (общедомовых) приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний давления и объема потребления
Б(18).3
Оснащение МКД, включая строящиеся, автоматизированными системами учета потребления холодной воды на коллективных (общедомовых) приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний давления и объема потребления
Б(18).4
Оснащение МКД, включая строящиеся, автоматизированными системами учета потребления электрической энергии на коллективных (общедомовых) индивидуальных (поквартирных) приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний объема потребления
Б(18).5
Обеспечение приема данных с автоматизированных систем учета потребления коммунальных ресурсов в ИЦГУ
Б(18).6
Наличие автоматизированного функционала по выявлению фактов аварийных ситуаций с последующим контролем исполнения
Б(18).7
Наличие системы автоматического прогнозирования сроков устранения неполадок.
Б(18).8
Обеспечение синхронизации данных с ресурсоснабжающими организациями
Б(18).9
Организована деятельность по обработке и передаче данных с автоматизированных систем учета потребления коммунальных ресурсов
Б(18).10
Наличие автоматизированного контроля исполнения заявок потребителей и устранения аварий
19Доля
многоквартирных домов, оснащенных интеллектуальными системами учета всех
типов коммунальных ресурсов
 [МКД(ису)]
Количество МКД, оснащенных интеллектуальными системами учета всех типов коммунальных ресурсов (ед.)
[МКД]
Совокупное количество МКД в городе (ед.)
20Наличие автоматических систем мониторинга состояния зданий, в том числе, уровня шума, температуры, исправности лифтового оборудования, систем противопожарной безопасности и газового оборудования
 Б(20).1
Наличие систем автоматического определения уровня шума в МКД с возможностью вывода информации об аварийных ситуациях на аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций и ИЦГУ
Б(20).2
Наличие систем автоматического определения температуры в МКД с возможностью вывода информации об аварийных ситуациях на аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций и ИЦГУ
Б(20).3
Наличие систем автоматического определения исправности лифтового оборудования в МКД с возможностью вывода информации об аварийных ситуациях на аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций и ИЦГУ
Б(20).4
Наличие систем автоматического определения исправности систем противопожарной безопасности в МКД с возможностью вывода информации об аварийных ситуациях на аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций и ИЦГУ
Б(20).5
Наличие систем автоматического определения безопасности использования газового оборудования в МКД с возможностью вывода информации об аварийных ситуациях на аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций и ИЦГУ
21Доля многоквартирных домов, оснащенных автоматическими системами мониторинга состояния зданий
 [МКД(сост)]
Количество МКД, оснащенных автоматическими системами мониторинга состояния зданий (ед.)
22Проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (не менее 50%) посредством электронного голосования
 Б(22).1
Проведение общих собраний собственников помещений в МКД (не менее 50%) посредством электронного голосования
 Дополнительная
информация
Субиндекс «Умный
городской транспорт»
23Количество дорожно-транспортных происшествий в городе на 10 тыс. человек населения города
  [ДТП]
Количество зафиксированных дорожно-транспортных происшествий в городе (ед.)
25Наличие системы автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения
 Б(25).1
Наличие системы автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения с применением камер видеонаблюдения высокой четкости, устанавливаемых с учетом данных об аварийности и потенциальной опасности совершения нарушения правил дорожного движения
Б(25).2
Наличие доступа правоохранительных органов к данным из системы автоматической фото-видео-фиксации для осуществления оперативно-розыскных мероприятий
Б(25).3
Обеспечение использования данных системы для аналитики загруженности дорог
Б(25).4
Обеспечение использования данных системы для аналитики состояния дорожного покрытия
Б(25).5
Обеспечение использования данных системы для аналитики контроля уборки/ ремонта дорожного полотна
Б(25).6
Наличие мобильного приложения для граждан по контролю за соблюдением правил дорожного движения
26Доля зафиксированных нарушений правил дорожного движения с применением камер видеонаблюдения высокой четкости
 [ПДД(вид)]
Количество зафиксированных нарушений правил дорожного движения с применением камер видеонаблюдения высокой четкости (ед.)
[ПДД]
Совокупное количество зафиксированных нарушений правил дорожного движения (ед.)
27Наличие системы администрирования городского парковочного пространства
 Б(27).1
Наличие системы управления городским парковочным пространством
Б(27).2
Наличие автоматизированной системы оплаты (в случае установления платы за парковку) с выделением бесплатных парковочных мест для инвалидов
Б(27).3
Наличие возможности осуществления оплаты парковочного места через операторов мобильной связи
Б(27).4
Наличие информационных систем, обеспечивающих предоставление информации о наличии/ отсутствии парковочных мест в предполагаемом месте парковки
Б(27).5
Наличие информационных систем, обеспечивающих указание местоположения свободных мест парковки
Б(27).6
Наличие информационных систем, обеспечивающих функцию навигации до свободных мест парковки
28Наличие интеллектуального управления городским общественным транспортом
 Б(28).1
Наличие системы отслеживания передвижения общественного транспорта в онлайн-режиме
Б(28).2
Наличие дистанционного оповещения граждан, в том числе через мобильные устройства, об изменениях в маршрутной сети
Б(28).3
Наличие дистанционного оповещения граждан, в том числе через мобильные устройства, о сбоях в работе
Б(28).4
Наличие дистанционного оповещения граждан, в том числе через мобильные устройства, об ухудшениях дорожной ситуации
Б(28).5
Наличие дистанционного оповещения граждан, в том числе через мобильные устройства, о предоставлении предложений по изменению маршрутов передвижения граждан
Б(28).6
Наличие единой системы оплаты проезда в общественном транспорте с возможностью использования нескольких видов общественного транспорта и/ или безналичных способов оплаты проезда
Б(28).7
Наличие систем цифрового онлайн-вещания с использованием видеомониторов в салонах транспортных средств общественного городского транспорта, информирование граждан через видеомониторы в салонах транспортных средств общественного городского пассажирского транспорта
Б(28).8
Наличие системы видеонаблюдения в салоне общественного городского транспорта
Б(28).9
Наличие системы мониторинга, управления и прогнозирования пассажиропотока
29Наличие системы интеллектуального управления движением
 Б(29).1
Наличие системы интеллектуального управления движением
30Доля светофоров, расположенных на территории городских земель и подключенных к системе интеллектуального управления движением
 [СВЕТ(сиуд)]
Количество светофоров, расположенных на территории городских земель и подключенных к системе интеллектуального управления движением (ед.)
[СВЕТ]
Совокупное количество светофоров, расположенных на территории городских земель (ед.)
31Наличие безопасных и комфортных мест ожидания общественного транспорта
 Б(31).1
Наличие безопасных и комфортных мест ожидания общественного транспорта, оборудованных информационными табло о передвижении общественного транспорта, схемах и периодичности его движения
Б(31).2
Наличие доступа в местах ожидания общественного транспорта к сети беспроводной бесплатной связи – Wi–Fi
Б(31).3
Наличие доступа в местах ожидания общественного транспорта к зарядке мобильных устройств
Б(31).4
Наличие доступа в местах ожидания общественного транспорта к средствам передачи экстренного вызова неотложных служб (кнопка 112)
32Доля «умных» мест ожидания общественного транспорта на территории городских земель
 [ОСТ(умн)]
Количество «умных» мест ожидания общественного транспорта на территории городских земель (ед.)
[ОСТ]
Совокупное количество мест ожидания общественного транспорта на территории городских земель (ед.)
33Наличие системы мониторинга состояния дорожного полотна
 Б(33).1
Наличие автоматизированного стационарного мониторинга состояния дорожного полотна для контроля эксплуатирующих организаций и предупреждения водителей с помощью информационных табло и/ или мобильных приложений
Б(33).2
Наличие автоматизированного мобильного мониторинга состояния дорожного полотна для контроля эксплуатирующих организаций и предупреждения водителей с помощью информационных табло и/ или мобильных приложений
 Дополнительная информация
Субиндекс
«Интеллектуальные системы экологической безопасности»
34Наличие автоматизированной системы управления обращения с твердыми коммунальными
отходами
  Б(34).1
Наличие автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей оптимизировать маршруты движения специализированной техники для обеспечения эффективного использования ресурсов при сборе и вывозе отходов
Б(34).2
Наличие автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей осуществлять автоматический анализ расходов на сбор, вывоз и утилизацию отходов
Б(34).3
Наличие автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей осуществлять тарифообразование с учетом капиталовложений на строительство новых объектов инфраструктуры
Б(34).4
Наличие контроля за передвижением и работой специализированной техники в онлайн – режиме
35Наличие системы онлайн-мониторинга атмосферного воздуха
 Б(35).1
Наличие системы дистанционного контроля качества атмосферного воздуха с передачей показаний в контрольно-надзорные органы и органы местного самоуправления
Б(35).2
Наличие системы ведения мониторинга изменений и прогнозирования возможных рисков загрязнения
Б(35).3
Наличие системы информирования граждан о необходимости принятия мер при превышении пороговых значений качества
36Число станций мониторинга атмосферного воздуха, интегрированных в единую систему онлайн-мониторинга в режиме реального времени, относительно площади городских земель
 [СтМ]
Количество станций мониторинга атмосферного воздуха, интегрированных в единую систему онлайн-мониторинга в режиме реального времени, расположенных на территории городских земель (ед.)
37Наличие системы онлайн-мониторинга воды
 Б(37).1
Наличие системы дистанционного контроля качества питьевой воды при ее поступлении в центральные сети водоснабжения, а также на критически важных узлах сетей водоснабжения с передачей показаний в контрольно-надзорные органы и органы местного самоуправления
Б(37).2
Наличие системы ведения мониторинга изменений и прогнозирования возможных рисков ухудшения качества
Б(37).3
Наличие системы информирования граждан о необходимости принятия мер при превышении пороговых значений качества
 Дополнительная информация
Субиндекс «Туризм и сервис»38Наличие электронных карт жителя города и гостя города
  Б(38).1
Наличие электронных карт жителя города, позволяющих использовать государственные услуги и городские сервисы, в том числе оплачивать проезд в общественном транспорте
Б(38).2
Наличие электронных карт жителя города, позволяющих получать адресную социальную поддержку
Б(38).3
Наличие электронных карт гостей города, позволяющих использовать государственные услуги и городские сервисы, в том числе оплачивать проезд в общественном транспорте
39Количество уникальных активных пользователей электронных карт жителя города (совершивших хотя бы 1 действие) на 10 тыс. человек населения города
 [АпЭК]
Количество уникальных активных пользователей электронных карт жителя города (совершивших хотя бы 1 действие) (ед)
40Наличие комплексной системы информирования туристов и жителей города
 Б(40).1
Наличие возможности планирования туристического маршрута города на городском информационном портале сервисов и услуг для туристов и жителей города
Б(40).2
Наличие возможности бронирования гостиниц города на городском информационном портале сервисов и услуг для туристов и жителей города
Б(40).3
Наличие возможности бронирования экскурсий города на городском информационном портале сервисов и услуг для туристов и жителей города
Б(40).4
Наличие на городском информационном портале сервисов и услуг для туристов и жителей города функции обеспечения системы QR – навигации на объектах культурного наследия, включая аудиогиды
Б(40).5
Наличие на городском информационном портале сервисов и услуг для туристов и жителей города функции обеспечения системы QR – навигации на объектах культурного наследия, включая механизмы дополненной реальности
Б(40).6
Наличие на городском информационном портале сервисов и услуг для туристов и жителей города функции информирования о проведении интерактивных и культурно-выставочных мероприятий
41Количество просмотров онлайн-портала города на 10 тыс. человек населения города
 [Прос]
Количество просмотров онлайн-портала города (ед.)
 Дополнительная информация
Субиндекс «Интеллектуальные системы социальных услуг»42Наличие цифровых услуг в школах, предоставляемых учащимся и их родителям
  Б(42).1
Наличие в школах города электронных карт школьника и/ или интеллектуальных систем для прохода в учебное заведение и оплаты питания
Б(42).2
Наличие системы электронных дневников
43Доля школ города, использующих систему электронных карт школьников и/ или
интеллектуальных систем для прохода в учебное заведение и/ или оплаты питания
 [ШК(исп)]
Количество школ города, использующих систему электронных карт школьников и/ или интеллектуальных систем для прохода в учебное заведение (ед.)
[ШК]
Совокупное количество функционирующих школ на территории городских земель (ед.)
44Наличие цифровых сервисов, упрощающих процесс обращения в медицинские учреждения
 Б(44).1
Наличие возможности электронной записи в медицинское учреждение на прием
Б(44).2
Наличие единой системы цифрового ведения истории болезни пациентов (электронные карточки пациентов)
45Доля медицинских учреждений в черте города, предоставляющих услуги по электронной записи и ведению цифровых карточек пациентов
 [МЕД(эзцк)]
Количество медицинских учреждений в черте города, одновременно предоставляющих услуги по электронной записи и ведению цифровых карточек пациентов (ед.)
[МЕД]
Совокупное количество функционирующих медицинских учреждений на территории городских земель (ед.)
Экономическое состояние и инвестиционный климат46Количество товаров и услуг, доступных через электронные торговые площадки на 10 тыс. человек населения города
 47Количество пунктов доставки компаний электронной торговли (постоматов), расположенных на территории городских земель на 10 тыс. населения

Источник: Минстрой РФ [viii]

Рейтинг IQ городов 2020

Среднее значение Индекса за 2020 год достигло 44,17 баллов из 120 возможных, что на 8,44% выше, чем в 2019 году, и на 33,35% выше, чем в 2018 году. Наиболее эффективные мероприятия по внедрению технологий умного города были зафиксированы в крупнейших городах с населением от 1 млн человек и в малых городах с населением до 100 тыс. человек.

По итогам 2020 г. значения индекса [ix] были рассчитаны для следующих групп городов (указаны по 3 города с наивысшим рейтингом в каждой группе, с баллами по 203 городам можно ознакомиться по ссылке).

Крупнейшие города (более 1 млн чел)

  • Москва — 103,25
  • Воронеж — 63,38
  • Казань — 60,93

Крупные города (250 тыс. —1 млн чел)

  • Белгород — 75,75
  • Химки — 74,60
  • Тюмень — 67,01

Большие города (100—250 тыс. чел.)

  • Щёлково — 73,25
  • Домодедово — 72,74
  • Реутов — 68,92

Административные центры (менее 100 тыс. чел.)

  • Дубна — 64,78
  • Ивантеевка — 64,46
  • Кольцово — 58,69

Ссылки

[i] Минстрой России представил первый индекс IQ городов. Минстрой России. 03.03.2020.

https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov-/

[ii] Минстрой России. Национальные проекты России. Жилье и городская среда.

https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/

[iii] Консультант Плюс. Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 N 510-р (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской
среды».

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320891/b3b2faca97cf46487a5eee9526d4aff1aca9038c/

[iv] Консультант Плюс. Приказ Минстроя России от 14.04.2020 N 207/пр “О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 235/пр “Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства”.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360057/

[v] Консультант Плюс. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 22.09.2021) “Об утверждении государственной программы Российской Федерации
“Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286800/

[vi] Консультант Плюс. Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр “Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город”.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373509/8b3946bb5654903bfe2235771f160881f4149251/

[vii] Минстрой России // Результаты Индекса цифровизации городского хозяйства в городах страны — «IQ городов» по итогам 2019 года.

https://minstroyrf.gov.ru/docs/80944/

[viii] Минстрой России // Результаты Индекса цифровизации городского хозяйства в городах страны — «IQ городов» по итогам 2019 года.

https://minstroyrf.gov.ru/docs/80944/

[ix] Минстрой России // Результаты оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства Российской Федерации (IQ ГОРОДОВ) по итогам 2020 года.

https://minstroyrf.gov.ru/docs/133627/?sphrase_id=1420226

Минстрой России // Минстрой России представил результаты третьего Индекса «IQ городов».

https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/

Leave a Reply

Your email address will not be published.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.