Есть ли будущее у облачных вычислений в России?

IDC опубликовала данные исследования рынка облачных вычислений в России. Как пишет CNews:

… объем этого рынка в 2009 г. составил $4,8 млн. Ранее аналитики приводили другие данные – $6,3 млн. Как пояснил CNews Тимур Фарукшин, директор по консалтингу IDC в России и СНГ, новая оценка является более точной: агентство пересчитало объем рынка, поскольку получило новые данные за 2009 г. от некоторых его игроков.

При этом 94% рынка приходится на аренду приложений, в основном компании Microsoft:

Основную долю в этом сегменте, по данным IDC, составили продукты Microsoft, предоставленные клиентам через местных партнеров компании, говорят исследователи. При этом отмечается, что крупные российские разработчики ПО с широкой сетью партнеров-внедренцев пока не могут быстро перейти на подобную модель предоставления своих решений, не вступая в конкуренцию с собственной сетью партнеров.

По моим собственным ощущениям цифры и вообще ситуация очень похожи на правду, с двумя НО. В них естественно не входят т.н. внутренние облака, например, реализуемые на различных технологиях виртуализации. Там объемы на порядок большие. Так же я не уверен, что в этот объем попадает СКБ Контур с их миллионом SaaS пользователей. Будет хорошо, если Петя Диденко как-нибудь это прокомментирует.

По опыту общения с CIO различных компаний могу выделить три ключевые проблемы, стоящие на пути развития этого рынка:

  1. Каналы связи
  2. Проблемы с безопасностью (по большей части мнимые)
  3. Недостаточное количество хороших публичных ЦОД

Каналы связи в большинстве регионов страны характеризуются отсутствием SLA по качеству предоставляемого сервиса (QoS), что особенно относится к последним милям. Что толку от того, что ваш основной трафик идет по магистрали с гарантированным QoS (со своими ограничениями), если конечные условия подключены к ней через местного оператора, даже не слышавшего о такой проблеме. При этом стоимость связи для крупных организаций может лего составлять до 50% от ИТ-бюджета. Соответственно переход к облачной модели существенно влияет на сетевую топологию ваших потоков данных и, скорее всего, QoS будет хуже чем во внутренней сети. Или что бы получить качество обслуживания на приемлимом уровне придется заплатить столько денег, что вся экономия от централизации инфраструктуры или приложений будет перечеркнута ростом коммуникационных затрат.

Вторая проблема состоит в том, что большинство CIO, с которыми я разговаривал, не хотят тратить время и связываться со своими службами безопасности. СБ создают довольно высокий загардительный барьер для идеи вынести какие-либо данные за периметр своей сети. Часто без какой-либо вменяемой аргументации. Но их влияние велико и CIO не хотят рисковать. Есть правда еще и другая точка зрения, почему сами айтишники могут не хотеть переходить, например, к модели SaaS. Андрей Роговой (Parallels) пишет:

Угроза информационной безопасности при уводе IT-сервисов в «облака» – любимая байка системных администраторов и директоров по информационным технологиям в компаниях средней руки. Черный пиар «облаков» с их стороны понятен. При переключении компании на «облачные» сервисы роль CIO стремится к нулю: вместе со снижением бюджетов на закупку «железа» уменьшится откатоемкость должности, а от сокращения отдела с 10 до двух человек пострадает очень важное для наемного топа чувство собственной важности.

Я не уверен, что перевод почты, телефонии и антивирусов в модель SaaS (а это основные приложения, которые клиенты согласны отдавать наружу) сведет роль CIO к нулю, но совершенно ясно, что проблема безопасности является серьезным сдерживающим фактором.

По поводу центров обработки данных (ЦОД) достаточно вспомнить, что в стране, кажется, еще нет ни одного Tier III ЦОДа по классификации Uptime Institute. Совершенно понятно, что их появление – это вопрос времени. Из-за кризиса большинство строек было заморожено или отложено. Тем не менее пока достаточной инфраструктуры в стране просто нет.

На мой взгляд для решения обеих проблем понядобятся годы и Россия будет сильно отставать в развитии своей облачной инфраструктуры в сравнении с США и Европой. На этом фоне приведенные IDC цифры выглядят лишним подтверждением наличия перечисленных выше проблем. Пока что речь идет о не критичных к QoS приложения, в основном для малого бизнеса. По недавно опубликованным данным SoftCloud спросом пользуются следующие SaaS приложения (в порядке убывания популярности):

  • Почта
  • Коммуникации (VoIP)
  • Антиспам и антивирус
  • Helpdesk
  • Управление проектами
  • Дистанционное обучение
  • CRM
  • Хранение и резервирование данных

Судя по тому, что SoftCloud.ru опубликовал новость об исследовании IDC без каких-либо комментариев по цифрам, то они не вызывают вопросов и у непосредственных участников рынка.

А вы что думает? Есть будущее у облаков в России?

2 thoughts on “Есть ли будущее у облачных вычислений в России?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.