блог
 
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Стратегия

Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзий

Борис Дука, Консультант
Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ», Санкт-Петербург

Опубликовано в газете «Ведомости» 8 июня 2001 г.

Как Вы думаете, что обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная стратегия развития?

Недавно я спросил одного директора, что обеспечивает ему преимущество перед американским конкурентом.

Директор ответил: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, рабочая сила, нефть). Во-вторых, американцы тупые, а русские люди, как известно гораздо умнее и уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях. И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком разные. У моей компании оборот 50 миллионов долларов, а у них 7 миллиардов".

Да, с поправкой на определенную долю расизма, этот Директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в 5-7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в 10-20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно получается солидный.

Однако, насколько долговечны эти конкурентные преимущества нашей страны? Сколь долго монополисты будут за свой счет повышать конкурентоспособность российских компаний? К сожалению, приходится констатировать, что это время уже закончилось. Тарифы растут и растут все быстрее. Чубайса естественно больше заботит модернизация мощностей РАО "ЕЭС России", чем судьба далекого завода. РАО "Газпром" объявило о планах ежегодно увеличивать стоимость природного газа для российских потребителей на 30%. При таких темпах через пять лет стоимость газа в России будет такой же, как в Западной Европе.

Заработная плата квалифицированного персонала будет расти. Возможно, так же быстро, как и цена энергоресурсов. Это объясняется все возрастающей нехваткой квалифицированного персонала. Не хватает не только топ-менеджеров, а просто нормальных рабочих. Рабочих, которые не пьют, вовремя выполняют свою работу и не прячут брак под станком.

Еще один "ресурс" более низких затрат некоторых российских компаний - небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств.

Мы считаем, есть предпосылки к тому, что через два года производство продукции в США не будет дороже, чем в России. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. А через 4-5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже дороже, чем на Западе.

Для сохранения и развития конкурентоспособности многим российским компаниям надо значительно повысить уровень своих разработок, технологий. Какие изменения в организации бизнеса необходимы для этого?

1. Концентрация.

В данной ситуации российским диверсифицированным компания стоит подумать о сокращении количества бизнесов. Для достижения мирового уровня конкурентоспособности компании должны осуществить огромные вложения в персонал, перспективные разработки, продвижение. Полноценно развивать несколько бизнесов может оказаться не под силу. Только ясно это может стать слишком поздно.

2. Интеграция.

Крупнейшие российские компании в списке 500 крупнейших компаний мира находятся где-то в районе четвертой сотни. Что уж говорить о средних по российским меркам компаниям. Возможности вкладывать сопоставимые с западными компаниями ресурсы в развитие бизнеса для средних российских компаний просто отсутствуют.

Это является предпосылкой для укрупнения российского бизнеса за счет слияний и поглощений. Соответственно, будет снижаться концентрация собственников. Такие ситуации как сейчас, когда один, или два человека владеют некоторыми крупнейшими российскими компаниями будут встречаться все реже.

В дальнейшем, в целях привлечения капитала, сохранения рынков, развития конкурентоспособности российские компании будут вынуждены осуществлять допэмиссии акций, привлекать международных инвесторов, выходить на глобальный рынок слияний. В конечном счете, российский бизнес все в меньшей степени будет оставаться чисто российским. Может быть в этом и есть его спасение.

3. Изменение мышления.

Некоторые российские компании реального сектора обладают устаревшим мышлением. В их представлении бизнес - это обязательно наличие функций закупки, разработки, производства, продажи. Однако, единственным обязательным атрибутом для компании является торговая марка. Все остальное можно или делать самим, или приобретать у сторонних компаний по аутсорсингу (по русски "кооперация"). Критерии здесь - качество и цена. Должно быть в порядке вещей заказать разработку продукта в Италии, производство в Азии, а продвижение рекламному агентству в Нью-Йорке.

Кроме этого, аутсорсинг - это один из мощнейших рычагов повышения производительности труда, т.е. выручки на работника.

Самое простое для наших компаний - оставить все как есть. Однако, боюсь, что в этом случае через пять лет в России останется только добыча нефти и выпечка хлеба. Грустно…

 

 

 

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов