блог
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Маркетинг > Обзоры и исследования рынков > Фармацевтика

Причины инвестиционного дефицита на фармацевтическом рынке

Сергей Борисович Пашутин, докт.биол.наук

Истинные причины дефицита финансовых вложений в фармацевтическую отрасль не сводятся к дежурному перечислению аргументов о далекой от совершенства политической и экономической ситуации в России. В полной мере это относится и к достаточно размытой констатации общероссийских реалий об оставляющем желать лучшего законодательстве, высоких коммерческих рисках, а также о непродуманном режиме кредитования и льготного налогообложения. Подобные утверждения не вызывают возражений разве что только в своем самом общем виде. В действительности низкая инвестиционная активность на фармрынке прежде всего обусловлена специфическими особенностями, присущими исключительно рынку медикаментов.

В первую очередь это касается ассортиментной структуры российского фармрынка, позиционированного по данному показателю как дженериковый. Их доля в общем объеме отечественных и импортных лекарственных средств доходит до 90%. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские - практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской базы, позволяющей создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технологической уникальности с научными разработками ведущих мировых фармкомпаний.

В данном контексте имеется в виду не разработка оригинального медикамента как такового, а выпуск новых лекарственных средств в массовом, товарном количестве. Впрочем, если в тех редких единичных случаях они когда-нибудь и будут выпускаться, то дешевыми они смогут стать только при государственных дотациях. Во-первых, очень велики затраты на освоение нового препарата ( в среднем - 500 млн долл. у зарубежных производителей), а во-вторых все современные медикаменты, даже в рамках программы импортозамещения на ведущих отечественных фармпредприятиях, выпускаются из импортных субстанций, поскольку российских либо нет, либо они в несколько раз дороже аналогичной продукции на мировом рынке. Это нормально - во многих странах мира предпочитают дешевые копии современных медикаментов, сопоставимые по качеству с оригинальными аналогами. Но все дело в том, что 70% российского рынка как раз представлены препаратами, давно не используемыми в мировой практике - малоэффективными, морально устаревшими и не всегда качественными, но зато дешевыми и привычными для многих поколений людей.

В связи с этим выпуск старых препаратов не всегда обусловлен ограничением платежеспособного спроса населения или дефицитом финансовых ресурсов производителя, необходимых для обновления ассортимента выпускаемой продукции. Популярные традиционные препараты - самые продаваемые, а технология их изготовления не требует больших материальных и интеллектуальных затрат или использования недоступного сырья. Благодаря этим факторам, жесткая конкуренция среди российских заводов становится неизбежной. При этом, низкая цена этих медикаментов и соответственно незначительный уровень маржи от реализации, не позволяют в должном объеме направлять оборотные средства на, во всех отношениях, более перспективные направления, связанные с выпуском новых препаратов, и если не оригинальных, то хотя бы их эффективных дженериков.

Естественно, что данная рыночная ниша совместными усилиями иностранных производителей и российских дистрибьюторов была успешно заполнена импортной продукцией. Причем иностранные поставщики предпочитают не миссионерскую деятельность, а прямые экспортные поставки из-за рубежа, хотя и заявляют о своих намерениях перенести или разместить производство медикаментов в России. Реально их декларации ограничиваются только монтажом фасовочно-упаковочных производств, то есть фактически зарубежные фармкомпании подстраиваются под перманентные изменения российского налогового и таможенного законодательства, выбирая каждый раз наиболее выгодные способы освоения рынка. Их можно понять, поскольку инвестиции - это не благотворительность, а способ извлечения прибыли с использованием из всех вариантов наиболее прибыльного и экономически целесообразного. Чего ради создавать всю стоимость в “непрозрачной” и непредсказуемой стране, при наличии отработанных традиционных схем поставок медикаментов с уже построенных современных заводов в благополучных государствах. Это подтверждают и результаты ежегодного отчета международной организации Transparency Int. об уровне коррупции в мире за 2001 г. Так, по их данным, Россия занимает 79-е место и разделяет его с Эквадором и Пакистаном. Более низкий рейтинг был только у самых бедных стран.

Но самое главное, это наличие гарантированного сбыта, то есть достаточного объема продаж, чтобы полностью загрузить производственные мощности построенного завода для экономического оправдания вложенных средств. Однако емкость российского лекарственного рынка из-за относительно низких доходов населения относительно невелика, и по потреблению медикаментов на душу населения в стоимостном выражении в пять раз меньше даже по сравнению со странами Восточной Европы, в фарминдустрию которых инвесторы и вкладывают сейчас серьезные деньги. Именно емкость фармрынка, а не количество потенциальных потребителей подогревает инвестиционный интерес. В этом как раз и заключается вся проблема - завод может выпускать гораздо больше, чем нужно для внутреннего потребления, а переориентировать часть продукции для реализации в третьих странах, заведомо убыточно из-за высокой себестоимости производства в условиях России. Существуют гораздо более привлекательные рынки для развертывания производства в рамках международного разделения труда, и к тому же глубже интегрированные в мировую экономику, нежели российский. Причем во всем мире и так наблюдается излишек производственных фармпредприятий. Именно поэтому доминирующей формой иностранной интервенции является импорт и в крайнем случае, если выгоднее, в том числе и в плане снижения себестоимости, завозить не готовые упаковки лекарственных средств, а полуфабрикаты, то фасовка и упаковка последних, что по большому счету и выдается за инвестиции грандов мировой фарминдустрии.

К специфическим особенностям, присущим исключительно рынку лекарственных средств, в полной мере относятся нестандартные побудительные мотивы потребительских предпочтений. Пренебрежение национальными особенностями потребительской психологии и менталитета, так или иначе, но отразится на качестве бизнеса и может не оправдать запланированных инвестиционных ожиданий. Так, для более доступных по предсказуемости и уровню профессионального снобизма областей бизнеса, нежели фармацевтический, например для рынка пива или шоколада, вполне достаточно общепринятых маркетинговых ходов и инструментов, чтобы сделать данный бизнес весьма прибыльным и нехлопотным. Имеется в виду, что пиво и шоколад в сознании потребителей прочно ассоциируется с получением удовольствия и эффективное позиционирование этих продуктов за счет широкомасштабных рекламных кампаний однозначно будет способствовать увеличению потребления. В то время как лекарство всегда сопряжено с болезнью, от которой хочется дистанцироваться, и в подобной ситуации продвигаемый медикамент становится только узнаваемым и в лучшем случае вытеснит или отберет часть рыночной доли своего конкурентного аналога или синонима. Рассчитывать при этом на рост потребления, то есть на увеличение объема продаж можно только в надежде на категорию мнительных граждан, либо на повальное ухудшение здоровья, обусловленное данным конкретным заболеванием. Кроме того, низкая медицинская культура и фармакологическая безграмотность вкупе с отсутствие традиций здорового образа жизни итоге никак не способствуют увеличению емкости лекарственного рынка и следовательно потенциальному интересу инвесторов.

Также исключительной спецификой фармрынка является повышенное внимание всех слоев общества, к любым происходящим там событиям. То, что осталось бы совершенно незамеченным в сфере оборота любого другого товара, на рынке медикаментов становится предметом политической демагогии и неуместного популизма. Поэтому высокая степень контроля со стороны государства - это специфические издержки бизнеса, где цена ошибки по своим последствиям может быть сопоставима с глобальной катастрофой. И видимо далеко не всех инвесторов вдохновляет очутиться на всеобщем обозрении.

Еще одним весьма значимым мотивом в плане инвестиционных предпочтений является наличие высокого риска финансовых вложений из-за сложностей рынка лекарств в профессиональном отношении. Многочисленные нюансы фармбизнеса требуют как собственных недюжинных познаний, так и практического опыта работы в данной сфере и далеко не каждый инвестор, если он не является участником лекарственного рынка, обладает соответствующей квалификацией, позволяющей ему адекватно сориентироваться и принять правильное решение. Можно понадеяться на консультантов и экспертов, но лишь одного их субъективизма при маркетинговом обосновании целесообразности вложения финансовых ресурсов в тот или иной фармпроект, может оказаться вполне достаточно для совершения опрометчивых шагов и выбора неправильной инвестиционной стратегии. В этом плане, конечно гораздо спокойнее направить материальные средства в пивную или шоколадную промышленность, зная наперед, что в магазинах не будет бесплатных госпоставок конфет или пива с их последующим льготным распределением. Не будет упреков в том, что твоя продукция морально устарела и существует принципиально новое пиво или шоколад. Как раз наоборот - больше ценится приверженность вековым традициям, чего не скажешь про интенсивно обновляемый рынок лекарственных средств. А в розничной реализации, поскольку твоя продукция не является социально значимой и жизненно важной, тебе не навязывают обязательный ассортимент, причем с регламентированным ценообразованием - все регулируется рынком, то есть платежеспособным спросом и конкуренцией. То есть, сложный и трудоемкий в техническом, психологическом и интеллектуальном аспектах фармрынок, сверх меры заорганизованный и политизированный, а вдобавок ко всему еще и “непрозрачный”, лакомым куском для инвесторов не является.

С другой стороны, при сложившейся расстановке сил, нуждается ли вообще фарминдустрия в инвестиционных проектах, требующих серьезных денежных вливаний? Может быть, финансовые вложения необходимы только госсектору рынка, да и то - исключительно для производства собственных современных субстанций, чтобы замкнуть производственный цикл хотя бы стратегических медикаментов внутри страны. А всех остальных было бы целесообразнее поддерживать с позиций экономического прагматизма. Тем более, что российские фармпроизводители по большей части нуждаются в технологической реструктуризации и модернизации производства, то есть в первую очередь в современном оборудовании, которое они могут арендовать или получить по лизинговым схемам, благо прецеденты уже имеются. А дефицит последующего оборотного капитала вполне уместно удовлетворить за счет кредитования, но при условии разумного снижения ставки рефинансирования, что и станет ощутимым вкладом государства в поддержку отечественного производителя. По большому счету нет особой необходимости в привлечении финансовых ресурсов и для всеобщего массового копирования российской фарминдустрией западных дженериков. Если ведущие российские заводы уже внедряют импортозамещающие технологии, то пусть они и продолжают насыщать внутренний рынок современными эффективными медикаментами. И нет особого смысла составлять им конкуренцию и осложнять их и без того непростое существование. Тем более, что производители дженериков никогда не смогут рассчитывать на финансовые потоки и мировое лидерство, которые по праву достаются стране, осуществившей технологический прорыв. Именно это и является стратегически верным решением, поскольку на современном этапе, скопировать технологии и наладить фасовку и выпуск медикаментов реально практически в любой стране мира. Но разрабатывать новые технологические решения и создавать оригинальные препараты по силам только лидерам. И более чем опрометчиво не воспользоваться существующим потенциалом отечественных разработок, поскольку, чем быстрее они будут востребованы, тем значимее покажется эта отрасль для инвестиционного капитала.

 

 

 

 

 

К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов