блог
 

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Контроллинг

BENCHMARKING

Г. ван дер ВЕЙК
Консорциум Фраунгофер - ТНО

Статья опубликована с разрешения проекта Инновации Северо-Запада

1. Введение

2. Зачем нужен БМ

3. Процесс

4. Виды партнеров

5. Эталонный кодекс поведения при составлении БМ

6. Заключение


1. ВВЕДЕНИЕ 

Любой организации или компании, а также и в ситуациях личной жизни есть необходимость сравнения с другими. Способы сравнения могут быть самыми разными и чаще всего они очень субъективны. Утверждения типа "Я -- лучше всех, по крайней мере, не хуже других" -- примеры таких субъективных сравнений. В рыночной экономике, где сильна конкуренция и конкурентов много, естественно очень важно понять наиболее эффективный и прибыльный способ ведения дел. Очень хорошим инструментом для этого может стать метод объективного сравнения. Но одних результатов такого сравнения недостаточно, чтобы действовать наилучшим образом. Вы также должны понять причины, научиться применять результаты и осуществлять их в своей собственной ситуации. В течение последних десяти лет для этой цели был разработан метод benchmarking (БМ). Он определяется следующим образом: "Постоянный систематический поиск, внедрение лучшей практики, что ведет к улучшению производительности". Важно, что БМ осуществляется не один раз, а проводится на постоянной основе, так как это помогает не успокаиваться и оставаться на плаву. БМ -- это: 

  • постоянный процесс непрерывного улучшения;

  • определение областей, в которых улучшение принесет наиболее значимые результаты по ключевым вопросам бизнеса или отношениям с заказчиками;

  • установление стандартов там, где накоплен и определен "наилучший" опыт;

  • определение "лучших" компаний, придерживающихся этих стандартов;

  • адаптация и применение полученных от таких подходов идей и опыта с целью приведения бизнеса в соответствие со стандартами и получение превосходства над ними;

  • определение того, что, по мнению заказчика, отличает обычного от отличного поставщика.

БМ -- это не:

  • промышленный туризм, то есть просто посещение компаний с целью "выяснить, что они делают";

  • клонирование, то есть копирование, а не адаптация любого опыта без учета культуры, стратегии, задач и т.д.;

  • измерения для измерений;

  • делать как у Джонса, потому что не все делают так же;

  • оракул, который может предоставить данные о том, как улучшить производительность.

Если компания действует правильно, этот метод даст ей ответы на фундаментальные вопросы:

  • где она находится в данный момент;

  • чего она хочет достичь;

  • каким образом она может этого достичь;

  • каков будет следующий уровень?

Этот общий документ дает представление о процессе определения БМ.

2. ЗАЧЕМ НУЖЕН БМ

Скорость развития событий такова, что если не найти способы смотреть в будущее, можно не справиться с сегодняшним днем.

Польза от БМ может быть существенной, так как он обеспечивает:

  • дисциплинированный, реалистический подход к оценке;

  • ведет к объективному пониманию современной ситуации;

  • формирует основу усовершенствования и улучшения производительности в важнейших областях бизнеса.

Использование результатов БМ позволяет:

  • опираться на успех других, а не изобретать велосипед;

  • учитывать современный опыт, а не устаревшие идеи;

  • значительно снизить издержки от повторной работы, дублирования;

  • улучшать понимание того, что делается, и насколько хорошо это делается;

  • организовать более эффективное управление;

  • ставить реальные цели;

  • определять необходимые изменения;

  •  устранять шоры и отношение NIH (изобретено не здесь);

  • усиливать ответственность сотрудников.

Организации, которые начинают процесс БМ, должны знать об общих ошибках, с которыми они могут столкнуться:

  • недостаточное вовлечение в БМ руководства организации;

  • недостаток связи БМ с бизнесом;

  • непонимание непрерывности процесса или проведение интеллектуальной, а не практической оценки уровня;

  • недостаток образования и информирования тех, кто участвует или отвечает БМ;

  • отсутствие должного планирования, отношение типа: "это просто, давайте сделаем";

  • сравнение "яблок с грушами" из-за недостаточного анализа процесса или "соответствия" партнера;

  • оценка "простых" факторов, а не тех, которые имеют значение;

  • неумение расставить приоритеты, попытка сразу изменить мир, не определив вопросы, которые связаны с ключевыми процессами бизнеса;

  • неспособность вовремя принять меры и понять, "как".

Отсюда понятно, что БМ -- процесс, приносящий пользу, но он требует правильного применения.

3. ПРОЦЕСС

БМ -- это процесс, который должен вести к повышению производительности и качества труда. Он фокусируется на внутренних процессах. Только если имеется знание, как происходят процессы, можно понять и адаптировать лучший опыт или инновации других организаций. Это дает организации конкурентное преимущество.

В процессе БМ выделяются четыре этапа.

1) Организация и планирование:

  • определение основных областей;

  • определение процесса для оценки;

  • определение потенциальных партнеров;

2) Анализ данных:

  • сбор данных и выбор партнеров;

(Основные данные могут быть получены "не выходя из дома", для чего производится изучение внутренних документов. В эту категорию также входит сбор общедоступной информации. Сложнее получить информацию о конкурентах. Такую информацию можно получить от третьих сторон, используя консультантов и исследовательские фирмы).

  • определение недостатков в работе;

  • установление различий в процессе;

  • определение целью успешную работу в будущем.

3) Мероприятия:

  • обмен информацией и соглашениями;

(Это может быть сделано с помощью письменных анкет, телефонных опросов, телеконференций и видеосвязи. Так может быть получена вся требующаяся информация. Для подтверждения собранной информации последним шагом должно стать посещение или посещения партнера).

  • корректировка целей и разработка откорректированного плана усовершенствований;

  • осуществление и мониторинг.

4) Рассмотрение сделанного:

  • оценка процесса и разработка новых стандартов.

4. ВИДЫ ПАРТНЕРОВ

Существует три типа партнеров, их характеристики представлены в таблице. 

 

Тип партнера Описание  Преимущества  Недостатки 
Внутренние  Собственная организация, любое место расположения Общий язык /культура/ системы. Доступ к данным. Каналы связи. Низкая угроза. Хороший "испытательный стенд". Относительно быстрые доходы. Подавляет внешний фокус. Способствует самодовольству. Только адекватные доходы. 
Внешние  Другие организации, определенно лучшие в ключевых областях Подобные структуры/ограничения. Относительная простота доступа к данным. Относительно низкая угроза. Пошаговое изменение менее вероятно. Юридические/этические соображения. Промышленные системы могут подавить созидательность.
С наилучшим опытом Организации, выбранные для наилучшей практики в ключевых областях Потенциальные скачки усовершенствования. Потенциально высокие доходы. Продолжительные долгосрочные обязательства. Потенциальные трудности и затраты. Результаты всегда меняются.

5. ЭТАЛОННЫЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БМ

Процесс БМ включает обмен не только доступными широкой общественности данными и информацией. Необходимо иметь кодекс поведения, в частности, для внешних организаций третьих сторон.

Принципами такого кодекса являются: 

  • Законность -- Отсутствие нелегального сбора информации. 

  • Обмен -- "Никогда не спрашивайте чего-либо, если вы не сможете предоставить что-либо в обмен". 

  • Конфиденциальность -- Должна быть сохранена конфиденциальность информации. 

  • Использование -- Информация может быть использована только для целей БМ. 

  • Тип контактов -- Обменом информации могут заниматься только назначенные люди. 

  • Подготовка -- Должно быть заключено соглашение о протоколе обмена БМ.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БМ организации имеет большой потенциал, который может обеспечить повышение производительности работы, но этот процесс дорогостоящий, он требует максимум внимания от руководства. Наиболее важным преимуществом, получаемым в результате постоянно осуществляемого процесса БМ, является то, что организация учится изменяться без серьезных нарушений структуры.


 

 

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов